Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 5:12
Фотоальбом

Выставка «Моряк, художник, просветитель, меценат - Алексей Петрович Боголюбов"

10 34

Алексей Петрович Боголюбов (1824- 1896) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Член Совета, академик Императорской Академии художеств, профессор живописи морских видов.

В честь 200-летия со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова в КВЦ «Радуга» с 5 февраля 2024 года была организована выставка репродукций картин «Моряк, художник, просветитель, меценат Алексей Петрович Боголюбов».

Выставка была организована при поддержке Художественного музея имени Радищева (Саратов), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Военно-морского музея (Санкт-Петербург), Чувашского государственного художественного музея (Чебоксары), Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан(Казань), Нижегородского государственного художественного музея.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени)в городе Саратове
Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени)в городе Саратове
и Художественного музея имени А. Н. Радищева, открытого 29 июня 1885 года в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.

В музее имеется "Боголюбовский зал", в котором экспонируются картины самого Боголюбова, а также произведения близких ему по духу художников Ильи Ефимовича Репина и Ивана Николаевича Крамского.
и Художественного музея имени А. Н. Радищева, открытого 29 июня 1885 года в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. В музее имеется "Боголюбовский зал", в котором экспонируются картины самого Боголюбова, а также произведения близких ему по духу художников Ильи Ефимовича Репина и Ивана Николаевича Крамского.
Перед музеем памятник его деду — Александру Николаевичу Радищеву .
Перед музеем памятник его деду — Александру Николаевичу Радищеву .
Пройдёмся по выстаке.
Пройдёмся по выстаке.
Картины размещены по всему периметру зала.
Картины размещены по всему периметру зала.
Начну обзор с двух портретов Боголюбова кисти Ильи Ефимовича Репина. Обе картины — из собрания Радищевского музея.

Репин И.Е. "Портрет А.П.Боголюбова" (1876).

Картина была написана в парижской мастерской Боголюбова. Последние годы Боголюбов жил в Париже и умер там же. Картина находилась у Боголюбова, в 1885 году он передал её в Радищевский музей.

В апреле 1873 года семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж.

Пенсионер (Академии художеств) — с XVIII века по начало XX века в Российской империи — это выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта.

Как правило, полученные средства пенсионеры Академии расходовали для выезда за границу в Италию или другие страны. В пенсионеры попадали лучшие из лучших, в основном из числа окончивших курс в Академии с Большой золотой медалью.

Боголюбов опекал в Париже молодых пенсионеров, так они познакомились с Репиным.

Репин рассказывал о Боголюбове: «Боголюбов — отличный человек, в нем много простоты, откровенности, юношеской горячности».

В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Начну обзор с двух портретов Боголюбова кисти Ильи Ефимовича Репина. Обе картины — из собрания Радищевского музея. Репин И.Е. "Портрет А.П.Боголюбова" (1876). Картина была написана в парижской мастерской Боголюбова. Последние годы Боголюбов жил в Париже и умер там же. Картина находилась у Боголюбова, в 1885 году он передал её в Радищевский музей. В апреле 1873 года семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж. Пенсионер (Академии художеств) — с XVIII века по начало XX века в Российской империи — это выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта. Как правило, полученные средства пенсионеры Академии расходовали для выезда за границу в Италию или другие страны. В пенсионеры попадали лучшие из лучших, в основном из числа окончивших курс в Академии с Большой золотой медалью. Боголюбов опекал в Париже молодых пенсионеров, так они познакомились с Репиным. Репин рассказывал о Боголюбове: «Боголюбов — отличный человек, в нем много простоты, откровенности, юношеской горячности». В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Второй "Портрет А.П.Боголюбова" был написан Репиным в 1882 году.

Примечательный факт: картина была создана в едином порыве, за один трёхчасовой сеанс.
Второй "Портрет А.П.Боголюбова" был написан Репиным в 1882 году. Примечательный факт: картина была создана в едином порыве, за один трёхчасовой сеанс.
Перехожу к осмотру других картин.

"Вид на Смольный монастырь с большой Охты" (1851).
Картина хранится в Государственной Третьяковской галереи.

Порадую Вас историей на эту тему.

Есть у Боголюбова ещё одна картина с похожим названием "Вид Смольного монастыря с Большой Охты". Находится картина в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск). В музее Радищева картина с таким же названием, написанная в 1870 году, является уменьшенной копией картины из Минска.

Интересный момент: Боголюбов вспоминал, что в поисках подходящего пейзажного сюжета переехал жить на Большую Охту – район, бывший в то время окраиной города. Художник снял на лето деревенский дом, «чтобы писать этюды Смольного монастыря от Охтинского перевоза». Осенью он за два месяца завершил картину, за неё он получил Малую золотую медаль Императорской Академии художеств в 1852 году. Вот только за какую из двух, об этом история умалчивает, Боголюбов по этому поводу воспоминаний не оставил. Остаётся только исследователям творчества спорить.

Кстати медаль ему дали за три картины, еще две — «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Перехожу к осмотру других картин. "Вид на Смольный монастырь с большой Охты" (1851). Картина хранится в Государственной Третьяковской галереи. Порадую Вас историей на эту тему. Есть у Боголюбова ещё одна картина с похожим названием "Вид Смольного монастыря с Большой Охты". Находится картина в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск). В музее Радищева картина с таким же названием, написанная в 1870 году, является уменьшенной копией картины из Минска. Интересный момент: Боголюбов вспоминал, что в поисках подходящего пейзажного сюжета переехал жить на Большую Охту – район, бывший в то время окраиной города. Художник снял на лето деревенский дом, «чтобы писать этюды Смольного монастыря от Охтинского перевоза». Осенью он за два месяца завершил картину, за неё он получил Малую золотую медаль Императорской Академии художеств в 1852 году. Вот только за какую из двух, об этом история умалчивает, Боголюбов по этому поводу воспоминаний не оставил. Остаётся только исследователям творчества спорить. Кстати медаль ему дали за три картины, еще две — «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
«Пассажирский пароход «Император Николай» у Черноморского побережья». 1840–1860-е.

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

Боголюбов сам себя называл "моряк-художник".

Рано лишившись отца, он был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведён в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
«Пассажирский пароход «Император Николай» у Черноморского побережья». 1840–1860-е. Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). Боголюбов сам себя называл "моряк-художник". Рано лишившись отца, он был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведён в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
"Первое сражение русского корабельного флота под командой Н.А. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом. Эскиз. 1866

Работа Боголюбова является эскизом одноименной картины того же года из Центрального военно-морского музея в Петербурге. Эскиз же хранится в Радищевском музее,

Здесь изображено сражение эпохи Северной войны русского флота со шведским на Балтийском море около острова Эзель (Саарема), произошедшее 24 мая 1719 года. Отметим, что серия картин на темы из военной морской истории эпохи Петра I была заказана художнику Александром II.

Эзельское сражение— морское сражение, произошедшее 24 мая (4 июня) 1719 года, на заключительном этапе Великой Северной войны, между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.

Шведский отряд вышел из Стокгольма 19 мая, чтобы помешать русским кораблям арестовывать шведские торговые суда, к моменту сражения в нём было три судна.

Для нападения на шведские корабли из Ревеля немедленно вышла в море русская эскадра под командованием капитана второго ранга Наума Акимовича Сенявина. 24 мая 1719 года русский отряд обнаружил шведскую эскадру и смело атаковал её и одержал победу.

Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином» и учредил наградную медаль в честь победы.

На полотне изображен момент столкновения противников. На первом плане — в дыму пушечных выстрелов четыре сражающихся русских и шведских корабля. Слева и справа на дальнем плане — русские корабли.
"Первое сражение русского корабельного флота под командой Н.А. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом. Эскиз. 1866 Работа Боголюбова является эскизом одноименной картины того же года из Центрального военно-морского музея в Петербурге. Эскиз же хранится в Радищевском музее, Здесь изображено сражение эпохи Северной войны русского флота со шведским на Балтийском море около острова Эзель (Саарема), произошедшее 24 мая 1719 года. Отметим, что серия картин на темы из военной морской истории эпохи Петра I была заказана художнику Александром II. Эзельское сражение— морское сражение, произошедшее 24 мая (4 июня) 1719 года, на заключительном этапе Великой Северной войны, между эскадрами боевых кораблей России и Швеции. Шведский отряд вышел из Стокгольма 19 мая, чтобы помешать русским кораблям арестовывать шведские торговые суда, к моменту сражения в нём было три судна. Для нападения на шведские корабли из Ревеля немедленно вышла в море русская эскадра под командованием капитана второго ранга Наума Акимовича Сенявина. 24 мая 1719 года русский отряд обнаружил шведскую эскадру и смело атаковал её и одержал победу. Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином» и учредил наградную медаль в честь победы. На полотне изображен момент столкновения противников. На первом плане — в дыму пушечных выстрелов четыре сражающихся русских и шведских корабля. Слева и справа на дальнем плане — русские корабли.
«Русская эскадра в пути. 1863.1880-е гг.».

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

Экспедиция российского флота к берегам Северной Америки (1863—1864) — действия военного флота Российской империи у берегов Северо-Американских Соединённых Штатов во время обострения отношений между Россией, с одной стороны, и Британией, Францией и Австрией — с другой стороны.

В январе 1863 года на территории Царства Польского и Северо-Западного края началось польское национально-освободительное восстание.

Английское и французское правительства, чтобы ослабить Россию, решили вмешаться в польские дела, заявив о поддержке восставших поляков.

Обострение отношений с этими державами, особенно ввиду недавней Крымской войны, закончившейся поражением России, не могло не беспокоить русское правительство. В качестве превентивной меры было решено направить к берегам Северной Америки военно-морские соединения.

25 июня 1863 года император Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий.

Известие о неожиданном сосредоточении обеих российских эскадр в американских портах произвело должное впечатление на деловые круги Англии: потенциальная угроза практически незащищённому в сложившейся ситуации оживлённому торговому судоходству подействовала отрезвляюще. Ввиду этого английское правительство приняло решение уклониться от поддержки Франции. Австрия тоже изменила свою позицию, и даже в дальнейшем оказала некоторое содействие России в подавлении польского восстания. Франция, оставшись в изоляции, тоже вынуждена была отказаться от выступления против России и федерального правительства США.
«Русская эскадра в пути. 1863.1880-е гг.». Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). Экспедиция российского флота к берегам Северной Америки (1863—1864) — действия военного флота Российской империи у берегов Северо-Американских Соединённых Штатов во время обострения отношений между Россией, с одной стороны, и Британией, Францией и Австрией — с другой стороны. В январе 1863 года на территории Царства Польского и Северо-Западного края началось польское национально-освободительное восстание. Английское и французское правительства, чтобы ослабить Россию, решили вмешаться в польские дела, заявив о поддержке восставших поляков. Обострение отношений с этими державами, особенно ввиду недавней Крымской войны, закончившейся поражением России, не могло не беспокоить русское правительство. В качестве превентивной меры было решено направить к берегам Северной Америки военно-морские соединения. 25 июня 1863 года император Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий. Известие о неожиданном сосредоточении обеих российских эскадр в американских портах произвело должное впечатление на деловые круги Англии: потенциальная угроза практически незащищённому в сложившейся ситуации оживлённому торговому судоходству подействовала отрезвляюще. Ввиду этого английское правительство приняло решение уклониться от поддержки Франции. Австрия тоже изменила свою позицию, и даже в дальнейшем оказала некоторое содействие России в подавлении польского восстания. Франция, оставшись в изоляции, тоже вынуждена была отказаться от выступления против России и федерального правительства США.
«Захват катером ”Меркурий” шведского фрегата ”Венус” 21 мая 1789 года», 1851.

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

21 мая 1789 года у залива Христианс-фьорд в проливе Каттегат катер "Меркурий" под командованием шотландца, перешедшего на службу Российской империи, Романа (Роберта) Васильевича Кроуна (англ. Robert Crown;1753-1841) атаковал 44-пушечный шведский фрегат «Венус». Зайдя с кормы, Кроун артиллерийским огнём сбил противнику такелаж, удерживая свой корабль в зоне, где большая часть артиллерии превосходящего его противника действовать по нему не могла. Примерно через полтора часа боя «Венус» спустил флаг, в плен сдалось 280 человек экипажа.

Кроун дослужился до полного адмирала флота.

Интереснее другое.

Орден Святой Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения) — орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, фактически второй по старшинству в иерархии орденов Российской империи с 1714 по 1917 год. Всего за 200 лет существования орден был выдан 734 раза.

Один из этих орденов был пожалован императрицей Екатериной II жене командира А.С.Кроун, которая была в этом бою сестрой милосердия.
«Захват катером ”Меркурий” шведского фрегата ”Венус” 21 мая 1789 года», 1851. Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). 21 мая 1789 года у залива Христианс-фьорд в проливе Каттегат катер "Меркурий" под командованием шотландца, перешедшего на службу Российской империи, Романа (Роберта) Васильевича Кроуна (англ. Robert Crown;1753-1841) атаковал 44-пушечный шведский фрегат «Венус». Зайдя с кормы, Кроун артиллерийским огнём сбил противнику такелаж, удерживая свой корабль в зоне, где большая часть артиллерии превосходящего его противника действовать по нему не могла. Примерно через полтора часа боя «Венус» спустил флаг, в плен сдалось 280 человек экипажа. Кроун дослужился до полного адмирала флота. Интереснее другое. Орден Святой Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения) — орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, фактически второй по старшинству в иерархии орденов Российской империи с 1714 по 1917 год. Всего за 200 лет существования орден был выдан 734 раза. Один из этих орденов был пожалован императрицей Екатериной II жене командира А.С.Кроун, которая была в этом бою сестрой милосердия.
"Обстрел пароходом "Прут" турецкой крепости Силистрия на Дунае 1854 года".1856

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

На ней изображен один из эпизодов осады Силистрии (тур. Silistre Kuşatması) — неудачной попытке русской императорской армии захватить турецкую крепость Силистрия , продолжавшейся с 24 марта [5 апреля] по 12 [24] июня 1854 года в рамках Дунайской кампании в ходе Крымской войны. Несмотря на длительную осаду, русской армии пришлось отказаться от взятия крепости из-за политического давления Австрии и вернуться на северный берег Дуная
"Обстрел пароходом "Прут" турецкой крепости Силистрия на Дунае 1854 года".1856 Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). На ней изображен один из эпизодов осады Силистрии (тур. Silistre Kuşatması) — неудачной попытке русской императорской армии захватить турецкую крепость Силистрия , продолжавшейся с 24 марта [5 апреля] по 12 [24] июня 1854 года в рамках Дунайской кампании в ходе Крымской войны. Несмотря на длительную осаду, русской армии пришлось отказаться от взятия крепости из-за политического давления Австрии и вернуться на северный берег Дуная
"Синопский бой 18 ноября 1853 года". 1860

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

Синопское сраже́ние — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием вице-адмирала Павла Нахимова. Сражение произошло в гавани города Синоп на черноморском побережье Турции. Турецкая эскадра была разгромлена в течение нескольких часов.

Вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.

"Судьба картины несколько трагична, но теперь все испытания для нее позади. Её автор — Алексей Боголюбов (1824–1896 гг.) – один из известнейших художников-маринистов. По поручению императора Николая I он работал над темой Крымской войны. Литографии его рисунков были приняты как эскизы для картин, заказанных Министерством Императорского Двора. Один из них и лег в основу сюжета картины «Синопский бой». 18 ноября 1853 года», которая в 1860 г. экспонировалась в Белом зале Зимнего дворца. Затем — на персональной выставке Алексея Петровича в Академии художеств, посвященной Крымской войне. Впоследствии «Синопский бой» Боголюбова находился в коллекции Эрмитажа. В 1929 году полотно А.П. Боголюбова было передано в Морское училище в здании Главного Адмиралтейства. В начале 1990-х годов при аварии отопительной системы училища, полотно получило серьезные повреждения, и в 1995 году было передано в Центральный военно-морской музей. Долгие годы картина была недоступна широкой публике и исследователям, хотя полотно достойно быть украшением любой музейной экспозиции". (https://navalmuseum.ru/news?id=801)

26 июля 2016 года картина была вновь возвращена в музей после восьми месяцев реставрации, проведённоё мастерами Третьяковской галереи.

Полотно очистили, сняли старый слой пожелтевшего лака и были поражены тому, как изменилась картина. Открылись новые детали, которых раньше просто не было видно. Стала заметна и подпись художника.

Полотно Боголюбова – единственное произведение, в котором Синопский бой показан со стороны турецкого берега.
"Синопский бой 18 ноября 1853 года". 1860 Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). Синопское сраже́ние — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием вице-адмирала Павла Нахимова. Сражение произошло в гавани города Синоп на черноморском побережье Турции. Турецкая эскадра была разгромлена в течение нескольких часов. Вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. "Судьба картины несколько трагична, но теперь все испытания для нее позади. Её автор — Алексей Боголюбов (1824–1896 гг.) – один из известнейших художников-маринистов. По поручению императора Николая I он работал над темой Крымской войны. Литографии его рисунков были приняты как эскизы для картин, заказанных Министерством Императорского Двора. Один из них и лег в основу сюжета картины «Синопский бой». 18 ноября 1853 года», которая в 1860 г. экспонировалась в Белом зале Зимнего дворца. Затем — на персональной выставке Алексея Петровича в Академии художеств, посвященной Крымской войне. Впоследствии «Синопский бой» Боголюбова находился в коллекции Эрмитажа. В 1929 году полотно А.П. Боголюбова было передано в Морское училище в здании Главного Адмиралтейства. В начале 1990-х годов при аварии отопительной системы училища, полотно получило серьезные повреждения, и в 1995 году было передано в Центральный военно-морской музей. Долгие годы картина была недоступна широкой публике и исследователям, хотя полотно достойно быть украшением любой музейной экспозиции". (https://navalmuseum.ru/news?id=801) 26 июля 2016 года картина была вновь возвращена в музей после восьми месяцев реставрации, проведённоё мастерами Третьяковской галереи. Полотно очистили, сняли старый слой пожелтевшего лака и были поражены тому, как изменилась картина. Открылись новые детали, которых раньше просто не было видно. Стала заметна и подпись художника. Полотно Боголюбова – единственное произведение, в котором Синопский бой показан со стороны турецкого берега.
"Фрегат "Флора", атакованный тремя турецкими пароходами у берегов Пицунды 9 ноября 1853 года". 1854
Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

«Фло́ра» — 44-пушечный парусный фрегат Черноморского флота России. Был заложен 24 ноября (6 декабря) 1837 года в адмиралтействе Николаева, спущен на воду 21 сентября (3 октября) 1839 года. Вошёл в состав Черноморского флота, участвовал в Крымской войне 1853—1856 годов.

В ноябре 1853 года фрегат «Флора» вступил в бой с тремя турецкими пароходами, из которого вышел победителем. Это был первый в истории бой между парусным и паровыми кораблями.
"Фрегат "Флора", атакованный тремя турецкими пароходами у берегов Пицунды 9 ноября 1853 года". 1854 Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). «Фло́ра» — 44-пушечный парусный фрегат Черноморского флота России. Был заложен 24 ноября (6 декабря) 1837 года в адмиралтействе Николаева, спущен на воду 21 сентября (3 октября) 1839 года. Вошёл в состав Черноморского флота, участвовал в Крымской войне 1853—1856 годов. В ноябре 1853 года фрегат «Флора» вступил в бой с тремя турецкими пароходами, из которого вышел победителем. Это был первый в истории бой между парусным и паровыми кораблями.
"Взрыв монитора в Мачинском рукаве Браиловской батареи. Эскиз. 1877"

Находится в Радищевском музее.

Эскиз картины «Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года» (1877, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург). Картина была написана по заказу императора Александра II.

29 апреля (11 мая) 1877 года от навесного огня русских браиловских береговых батарей погиб броненосный корвет «Лютфи Джелиль», не имевший бронированной палубы. Он получил одновременно два попадания, из 24-фунтовой пушки и 6-дюймовой мортиры, и после сильного взрыва затонул на 22-метровой глубине.
"Взрыв монитора в Мачинском рукаве Браиловской батареи. Эскиз. 1877" Находится в Радищевском музее. Эскиз картины «Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года» (1877, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург). Картина была написана по заказу императора Александра II. 29 апреля (11 мая) 1877 года от навесного огня русских браиловских береговых батарей погиб броненосный корвет «Лютфи Джелиль», не имевший бронированной палубы. Он получил одновременно два попадания, из 24-фунтовой пушки и 6-дюймовой мортиры, и после сильного взрыва затонул на 22-метровой глубине.
"Кронштадтский рейд с кораблями вечером". 1855.

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург)
"Кронштадтский рейд с кораблями вечером". 1855. Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург)
"Парад кораблей Балтийского флота по случаю прихода 7 июля 1888 года германской эскадры в Кронштадт" 1888.

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).

Первый морской парад в Санкт-Петербурге состоялся утром 9 сентября 1714 года. Потом эти парады носили разовый характер и приурочивались к различным событиям.

В разное время отношения между Германской и Российской империями носили различный характер. 7 июля 1888 года (по ст.ст.) на Большом Кронштадтском рейде встречали последнего императора Германии и короля Пруссии кайзера Вильгельм II (1859-1918). Это было первое официальное международное путешествие нового императора на фоне охлаждения отношений между РОссией и Германией. Причем в России он уже бывал в 1884 и 1886 годах.

Вильгельм II приходился троюродным братом цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II.

Только счастья этот визит империям не принёс, через 26 лет началась Первая Мировая война.
"Парад кораблей Балтийского флота по случаю прихода 7 июля 1888 года германской эскадры в Кронштадт" 1888. Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург). Первый морской парад в Санкт-Петербурге состоялся утром 9 сентября 1714 года. Потом эти парады носили разовый характер и приурочивались к различным событиям. В разное время отношения между Германской и Российской империями носили различный характер. 7 июля 1888 года (по ст.ст.) на Большом Кронштадтском рейде встречали последнего императора Германии и короля Пруссии кайзера Вильгельм II (1859-1918). Это было первое официальное международное путешествие нового императора на фоне охлаждения отношений между РОссией и Германией. Причем в России он уже бывал в 1884 и 1886 годах. Вильгельм II приходился троюродным братом цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II. Только счастья этот визит империям не принёс, через 26 лет началась Первая Мировая война.
«Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке» 1866

Картина хранится в Радищевском музее.

Красногорское сражение (в шведских источниках также «Кронштадтское сражение», «Стирсуденское сражение», швед. Sjöslaget vid Kronstadt) — морское сражение между русской и шведской эскадрами в ходе русско-шведской войны 1788—1790 годов, произошедшее 23—24 мая (3-4 июня) 1790 года в Финском заливе Балтийского моря, северо-западнее деревни Красная Горка. В ходе сражения русская эскадра не допустила прорыва к Санкт-Петербургу шведов, которые при подходе к русским подкрепления были вынуждены отойти и укрыться в Выборгском заливе, где через месяц были разгромлены соединенными русскими эскадрами.
«Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке» 1866 Картина хранится в Радищевском музее. Красногорское сражение (в шведских источниках также «Кронштадтское сражение», «Стирсуденское сражение», швед. Sjöslaget vid Kronstadt) — морское сражение между русской и шведской эскадрами в ходе русско-шведской войны 1788—1790 годов, произошедшее 23—24 мая (3-4 июня) 1790 года в Финском заливе Балтийского моря, северо-западнее деревни Красная Горка. В ходе сражения русская эскадра не допустила прорыва к Санкт-Петербургу шведов, которые при подходе к русским подкрепления были вынуждены отойти и укрыться в Выборгском заливе, где через месяц были разгромлены соединенными русскими эскадрами.
"Берег Вико". 1855 г.

Картина хранится в Чувашском государственном художественном музее (Чебоксары).

В 1855 году Боголюбов отправился в Италию, где создал множество плотен с натуры.
"Берег Вико". 1855 г. Картина хранится в Чувашском государственном художественном музее (Чебоксары). В 1855 году Боголюбов отправился в Италию, где создал множество плотен с натуры.
"Лидо. Венеция". 1870-е

Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан" (Казань).

Художник Боголюбов был большим почитателем Венеции, существует не менее 100 городских пейзажей, посвященных городу и его окрестностям.
"Лидо. Венеция". 1870-е Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан" (Казань). Художник Боголюбов был большим почитателем Венеции, существует не менее 100 городских пейзажей, посвященных городу и его окрестностям.
«Венеция ночью» 1850-е

Хранится в Тульском художественном музее (Тула).

В начале 2024 года экспонировалась на юбилейной выставке мастера в Третьяковской галерее «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения».

Вспоминается стихотворение "Венеция" Александра Блока:

"...Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба".

Для Боголюбова Венеция стала воплощением романтики и мистики.
«Венеция ночью» 1850-е Хранится в Тульском художественном музее (Тула). В начале 2024 года экспонировалась на юбилейной выставке мастера в Третьяковской галерее «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения». Вспоминается стихотворение "Венеция" Александра Блока: "...Холодный ветер от лагуны. Гондол безмолвные гроба". Для Боголюбова Венеция стала воплощением романтики и мистики.
«Замок Святого Ангела в Риме». 1859

Хранится в Нижегородском художественном музее (Нижний Новогрод).

Художник изобразил облик Замка Святого Ангела — справа виднеется его основное строение, в середине полотна расположен мост со статуями, перекинутый через реку Тибр. Вдали возвышается купол Собора Святого Петра.
«Замок Святого Ангела в Риме». 1859 Хранится в Нижегородском художественном музее (Нижний Новогрод). Художник изобразил облик Замка Святого Ангела — справа виднеется его основное строение, в середине полотна расположен мост со статуями, перекинутый через реку Тибр. Вдали возвышается купол Собора Святого Петра.
"Мечеть в Константинополе" 1850-е.

Хранится в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени А.Кастеева (Алма-Ата, Казахстан).

В 1856 году Алексей Петрович побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать этюды с натуры для серии из семи картин на темы славных побед русского флота на Черном море, заказанных ему императорским домом.
"Мечеть в Константинополе" 1850-е. Хранится в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени А.Кастеева (Алма-Ата, Казахстан). В 1856 году Алексей Петрович побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать этюды с натуры для серии из семи картин на темы славных побед русского флота на Черном море, заказанных ему императорским домом.
"Сорренто". 1855.

Хранится в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина (Астрахань)
"Сорренто". 1855. Хранится в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина (Астрахань)
"Город на реке. Амстердам", 1870-е.

Хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Рыбинск, Ярославская область).

Первую половину 1870 года Боголюбов провел в Италии и Франции. В июне он получил приглашение сопровождать Великого князя Владимира Александровича (1847-1909) в путешествии по северо-западным областям Европы. Маршрут пролегал через крупные германские города, Голландию и Бельгию. После посещения Брюсселя князь со свитой вернулся в Париж.

В каждом городе путешественники задерживались не более, чем на четыре дня. В Амстердаме они были с 3 по 4 июля 1870 года.
"Город на реке. Амстердам", 1870-е. Хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Рыбинск, Ярославская область). Первую половину 1870 года Боголюбов провел в Италии и Франции. В июне он получил приглашение сопровождать Великого князя Владимира Александровича (1847-1909) в путешествии по северо-западным областям Европы. Маршрут пролегал через крупные германские города, Голландию и Бельгию. После посещения Брюсселя князь со свитой вернулся в Париж. В каждом городе путешественники задерживались не более, чем на четыре дня. В Амстердаме они были с 3 по 4 июля 1870 года.
" Нормандский город". 1879

Хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Рыбинск, Ярославская область).

Боголюбов любил работать в небольшом нормандском городке Вёль. В Нормандии им были создание небольшие этюды.
" Нормандский город". 1879 Хранится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Рыбинск, Ярославская область). Боголюбов любил работать в небольшом нормандском городке Вёль. В Нормандии им были создание небольшие этюды.
«Лодка с парусом у берега моря».1857.

Хранится в Пермской государственной художественной галерее.
«Лодка с парусом у берега моря».1857. Хранится в Пермской государственной художественной галерее.
"Гавань. Италия". 1850-е.

Хранится в Таганрогском художественном музее.
"Гавань. Италия". 1850-е. Хранится в Таганрогском художественном музее.
"Французские пароходы в Гавре". 1880 — 1896.

Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).
"Французские пароходы в Гавре". 1880 — 1896. Картина находится в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург).
"Ментона. Буря" 1881.

Хранится в Радищевском музее.

Во французский курортный город Ментона, расположенный на Лазурном берегу Средиземного моря, в XIX веке приезжали поправлять здоровье аристократы со всех уголков Европы. В январе 1881 года здесь отдыхал Алексей Петрович Боголюбов .
"Ментона. Буря" 1881. Хранится в Радищевском музее. Во французский курортный город Ментона, расположенный на Лазурном берегу Средиземного моря, в XIX веке приезжали поправлять здоровье аристократы со всех уголков Европы. В январе 1881 года здесь отдыхал Алексей Петрович Боголюбов .
"Трепор. Нормандия" 1870-е.

Хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).
"Трепор. Нормандия" 1870-е. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд". 1862.

Хранится в Нижегородском государственном художественном музее (Нижний Новгород).

Картина поступила в музей в 1927 году из Государственного Русского музея. По некоторым данным, картина была написана по заказу императрицы Марии Александровны для наследника престола великого князя Николая Александровича и ранее находилась в собрании Царскосельского Александровского дворца.
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд". 1862. Хранится в Нижегородском государственном художественном музее (Нижний Новгород). Картина поступила в музей в 1927 году из Государственного Русского музея. По некоторым данным, картина была написана по заказу императрицы Марии Александровны для наследника престола великого князя Николая Александровича и ранее находилась в собрании Царскосельского Александровского дворца.
"Катание на Неве" .1854.

Хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).
"Катание на Неве" .1854. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).
"Вид вечерней Москвы". 1880-е.

Хранится в Радищевском музее.
"Вид вечерней Москвы". 1880-е. Хранится в Радищевском музее.
"Лунная ночь на Неве близ Биржи". 1850-е.


Хранится в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина (Астрахань)
"Лунная ночь на Неве близ Биржи". 1850-е. Хранится в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина (Астрахань)
"Жуков пруд в Москве".1880.

Хранится в Радищевском музее.
"Жуков пруд в Москве".1880. Хранится в Радищевском музее.
"Аблязово. Молотьба". 1887.

Хранится в Радищевском музее.

Ради́щево (до 1952 года — Верхнее Аблязово) — село в Кузнецком районе Пензенской области. В 1703 году земля, на которой расположена деревня, по приказу Петра I перешла к Г. А. Аблязову (прадеду А. Н. Радищева по материнской линии) «за многую службу отца его Афанасия Аблязова».

В 1883 году в Аблязово заезжал Алексей Петрович Боголюбов (его мать, Фёкла Александровна, была дочерью Радищева от второго брака), о чем оставил очень теплые воспоминания:

"…мы поехали в губернию в Кузнецкий уезд, где жила моя тетка Радищева, жена моего покойного дяди Афанасия Александровича. Когда-то я бывал в этих поместьях, но они погорели и были заново отстроены еще при жизни дяди. Везде царила незнакомая мне патриархальность…Дом был громадный, со службами…Большой сад был запущен. Яблони рдели фруктами. Малина, земляника и клубника висели в изобилии… Имение это было отпрыском громадного Радищевского владения в 7 тысяч душ крестьян и называлось село Аблязово. "
"Аблязово. Молотьба". 1887. Хранится в Радищевском музее. Ради́щево (до 1952 года — Верхнее Аблязово) — село в Кузнецком районе Пензенской области. В 1703 году земля, на которой расположена деревня, по приказу Петра I перешла к Г. А. Аблязову (прадеду А. Н. Радищева по материнской линии) «за многую службу отца его Афанасия Аблязова». В 1883 году в Аблязово заезжал Алексей Петрович Боголюбов (его мать, Фёкла Александровна, была дочерью Радищева от второго брака), о чем оставил очень теплые воспоминания: "…мы поехали в губернию в Кузнецкий уезд, где жила моя тетка Радищева, жена моего покойного дяди Афанасия Александровича. Когда-то я бывал в этих поместьях, но они погорели и были заново отстроены еще при жизни дяди. Везде царила незнакомая мне патриархальность…Дом был громадный, со службами…Большой сад был запущен. Яблони рдели фруктами. Малина, земляника и клубника висели в изобилии… Имение это было отпрыском громадного Радищевского владения в 7 тысяч душ крестьян и называлось село Аблязово. "
А так когда-то выглядел Радищевский музей.
А так когда-то выглядел Радищевский музей.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому