Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 14:40
Фотоальбом

Выставка «Иван Билибин — всё началось со сказки»

7 36

Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) — русский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин.

Иллюстрации Билибина я увидел в январе 2024 года в другом месте Памяти художника, умершего в блокадном Ленинграде. Я посчитал, что выставка в «Радуге» закрылась и переехала в ЦГБ. Но оказалось это не так.

Меня 24 февраля 2024 года пригласили на праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества, в КВЦ «Радуга». Там я переговорил со смотрительницей и выяснилось, то две выставки, посвященных Билибину, существуют параллельно. Просто «Радуга» поделилась частью экспонатов на время с библиотекой.

 

Выставка разместилась в одном из залов вдоль стены.
Выставка разместилась в одном из залов вдоль стены.
Визуально она словно делилась на две неравные части дверью, ведущей в соседний выставочный зал, слева — большая часть иллюстраций,
Визуально она словно делилась на две неравные части дверью, ведущей в соседний выставочный зал, слева — большая часть иллюстраций,
справа — меньшая.
справа — меньшая.
Иллюстрации не повторялись по сравнению с библиотекой, за исключением портрета самого художника авторства Кустодиева
Иллюстрации не повторялись по сравнению с библиотекой, за исключением портрета самого художника авторства Кустодиева
Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри». Он настолько сильно проникся своим неповторимым стилем живописи, что этот стиль сопровождал его до конца жизни. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии. Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.
Также как и в библиотеке на этой выставке есть иллюстрации Лидии Ивановны Ионовой (1948 г.р.), которая сделала их к сказке С.Аксакова "Аленький цветочек" (1980). Ионова Л.И."Младшая дочь купца в заколдованном лесу". "Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись; одна палата была краше другой, и все краше того, как рассказывал честной купец, государь её батюшка родимый. Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и запели ей птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися; выше забили фонтаны воды и громче зашумели ключи родниковые, и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на белом свете ".
Ионова Л.И. "Вот сбирается тот купец по своим торговым делам".

"Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется."
Ионова Л.И. "Вот сбирается тот купец по своим торговым делам". "Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям: - Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется."
Билибин И.Я."Отъезд на ярмарку" (Иллюстрация к русской народной сказке "Пёрышко Финиста-Ясна Сокола" (1900).
"Сбирается отец в город на ярмарку и спрашивает у своих дочерей, которой что купить.

Старшая просит:

— Купи мне, батюшка, на сарафан шелку алого!

И середняя тоже хочет на сарафан шелку лазоревого.

— А тебе что, дочь моя любимая? — спрашивает старик у меньшой.

— Купи мне, батюшка, перышко Финиста Ясна-сокола."

Книга "Перышко Финиста Ясна-Сокола" с рисунками И.Я. Билибин была издана в рамках серии "Сказки", обложки и иллюстрации которой были выполнены в технике хромолитографии.

21 августа 1818 года российский император Александр I утвердил устав "Экспедиции заготовления государственных бумаг".С этого времени Экспедиция стала единственным предприятием в огромной Российской империи, выпускавшем бумажные денежные знаки, облигации, гербовую бумагу и другую защищенную продукцию. Потом из той экспедиции появился "Госзнак".

В 1899 году Управляющим Экспедицией был назначен князь Борис Борисович Голицын (1862—1916).

Князь Голицын преобразовал Экспедицию в образцовое художественно-техническое и бумажно-полиграфическое производство, оснащённое самым лучшим на ту пору оборудованием. Было задумано издание русских классиков и популярных книг по всем отраслям науки на хорошей бумаге, с иллюстрациями русских художников.

Хромолитография Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг издала в 1899-1905 годах "Русские сказки Ивана Билибина". Созданные на высочайшем полиграфическом уровне, книги до сих пор остаются непревзойденными эталонами, несмотря на многократные переиздания на протяжении ста лет с момента первого издания.

Были проиллюстрированы 7 сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».
Билибин И.Я."Отъезд на ярмарку" (Иллюстрация к русской народной сказке "Пёрышко Финиста-Ясна Сокола" (1900). "Сбирается отец в город на ярмарку и спрашивает у своих дочерей, которой что купить. Старшая просит: — Купи мне, батюшка, на сарафан шелку алого! И середняя тоже хочет на сарафан шелку лазоревого. — А тебе что, дочь моя любимая? — спрашивает старик у меньшой. — Купи мне, батюшка, перышко Финиста Ясна-сокола." Книга "Перышко Финиста Ясна-Сокола" с рисунками И.Я. Билибин была издана в рамках серии "Сказки", обложки и иллюстрации которой были выполнены в технике хромолитографии. 21 августа 1818 года российский император Александр I утвердил устав "Экспедиции заготовления государственных бумаг".С этого времени Экспедиция стала единственным предприятием в огромной Российской империи, выпускавшем бумажные денежные знаки, облигации, гербовую бумагу и другую защищенную продукцию. Потом из той экспедиции появился "Госзнак". В 1899 году Управляющим Экспедицией был назначен князь Борис Борисович Голицын (1862—1916). Князь Голицын преобразовал Экспедицию в образцовое художественно-техническое и бумажно-полиграфическое производство, оснащённое самым лучшим на ту пору оборудованием. Было задумано издание русских классиков и популярных книг по всем отраслям науки на хорошей бумаге, с иллюстрациями русских художников. Хромолитография Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг издала в 1899-1905 годах "Русские сказки Ивана Билибина". Созданные на высочайшем полиграфическом уровне, книги до сих пор остаются непревзойденными эталонами, несмотря на многократные переиздания на протяжении ста лет с момента первого издания. Были проиллюстрированы 7 сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».
Билибин И.Я. Иллюстрация к русской народной сказке "Марья Моревна." (1900).

"— Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрубленному!
— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит!
Сели они на коня и поехали".

Для издания "Сказок Билибина" использовалась хромолитография (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более).

Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине XIX и в начале XX века.
Билибин И.Я. Иллюстрация к русской народной сказке "Марья Моревна." (1900). "— Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрубленному! — Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит! Сели они на коня и поехали". Для издания "Сказок Билибина" использовалась хромолитография (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине XIX и в начале XX века.
Билибин И.Я. "Красна девица перед царством Финиста Ясна-Сокола" (Иллюстрация к русской народной сказке "Пёрышко Финиста-Ясна Сокола" (1900).
"А лес все реже и реже. Вот и сине море — широкое и раздольное — разлилось перед нею, а там, вдали, как жар, горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных.

«Знать, это царство Финиста Ясна-сокола», — подумала девица..."

Свои акварели , которые потом были изданы в "Сказках ", Билибин показал на второй выставке картин (28 января — 26 февраля 1900 года) журнала «Мир искусства».

«Мир искусства» — русский ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноимённого объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов. Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков.

В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».
Билибин И.Я. "Красна девица перед царством Финиста Ясна-Сокола" (Иллюстрация к русской народной сказке "Пёрышко Финиста-Ясна Сокола" (1900). "А лес все реже и реже. Вот и сине море — широкое и раздольное — разлилось перед нею, а там, вдали, как жар, горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных. «Знать, это царство Финиста Ясна-сокола», — подумала девица..." Свои акварели , которые потом были изданы в "Сказках ", Билибин показал на второй выставке картин (28 января — 26 февраля 1900 года) журнала «Мир искусства». «Мир искусства» — русский ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноимённого объединения — «Мир искусства» и писателей-символистов. Журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на рубеже веков. В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».
Билибин И.Я. "Вольга и Микула" (Эскиз иллюстрации к сборнику русских былин Н.В.Водовозова "Сказ о стольном Киеве и о русских богатырях", 1940).

"Молодой Вольга Святославович...
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого...
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая."

Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Вольга́ Святославич — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей.

Доктор филологических наук, профессор Николай Васильевич Водовозов (1902-1977) собрал русские былины в две поэмы. В "Слово о стольном Киеве и русских богатырях" были включены былины киевского цикла. В "Господин Великий Новгород" были включены былины новгородские, а также скоморошины и баллады.
Билибин И.Я. "Вольга и Микула" (Эскиз иллюстрации к сборнику русских былин Н.В.Водовозова "Сказ о стольном Киеве и о русских богатырях", 1940). "Молодой Вольга Святославович... Собирал себе дружинушку хоробрую: Тридцать молодцов да без единого... Повыехали в раздольице чисто поле, Услыхали во чистом поле оратая." Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля». Вольга́ Святославич — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей. Доктор филологических наук, профессор Николай Васильевич Водовозов (1902-1977) собрал русские былины в две поэмы. В "Слово о стольном Киеве и русских богатырях" были включены былины киевского цикла. В "Господин Великий Новгород" были включены былины новгородские, а также скоморошины и баллады.
Билибин И.Я. "И всё время разговора он стоял возле забора" (Иллюстрация к сказке А.В.Пушкина "Сказка о царе Салтане" (1905).

Управляющим Экспедицией Государственных Бумаг Борисом Борисовичем Голицыным были заказаны Ивану Билибину иллюстрации и оформление двух пушкинских сказок: «О царе Салтане» и «Золотом петушке».

«Сказку о царе Салтане» Иван Яковлевич иллюстрировал первой и начал со страницы, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали –– шатровая церковь.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора

Про лохматого пса поэт отчего-то умалчивает...

Иллюстрации, выполненные в 1904–1905 годах — первое обращение художника к сказочному тексту поэта. Но, несмотря на то, что это был первый опыт работы с пушкинскими творениями, Билибину удалось глубоко прочувствовать очарование и образность пушкинских строк и создать великолепные произведения, органично соединившие традиции народного искусства, идущие от лубка, принципы профессионального искусства и собственные впечатления художника от путешествий по северу России.
Билибин И.Я. "И всё время разговора он стоял возле забора" (Иллюстрация к сказке А.В.Пушкина "Сказка о царе Салтане" (1905). Управляющим Экспедицией Государственных Бумаг Борисом Борисовичем Голицыным были заказаны Ивану Билибину иллюстрации и оформление двух пушкинских сказок: «О царе Салтане» и «Золотом петушке». «Сказку о царе Салтане» Иван Яковлевич иллюстрировал первой и начал со страницы, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали –– шатровая церковь. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком... И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора Про лохматого пса поэт отчего-то умалчивает... Иллюстрации, выполненные в 1904–1905 годах — первое обращение художника к сказочному тексту поэта. Но, несмотря на то, что это был первый опыт работы с пушкинскими творениями, Билибину удалось глубоко прочувствовать очарование и образность пушкинских строк и создать великолепные произведения, органично соединившие традиции народного искусства, идущие от лубка, принципы профессионального искусства и собственные впечатления художника от путешествий по северу России.
Билибин И.Я. "Изгнание хана Батыги" (Эскиз иллюстрации к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», 1941).

Цвет играет значительную роль в работах Ивана Билибина. Художник часто использует комплементарные оттенки, чтобы более ярко выделить ключевые моменты.

На иллюстрации «Изгнание хана Батыги» Иван Яковлевич намеренно отражает героев в теплых оттенках, их кони словно золотом отливают, в то время как солдаты самого хана изображены в холодных зеленых тонах.
Билибин И.Я. "Изгнание хана Батыги" (Эскиз иллюстрации к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», 1941). Цвет играет значительную роль в работах Ивана Билибина. Художник часто использует комплементарные оттенки, чтобы более ярко выделить ключевые моменты. На иллюстрации «Изгнание хана Батыги» Иван Яковлевич намеренно отражает героев в теплых оттенках, их кони словно золотом отливают, в то время как солдаты самого хана изображены в холодных зеленых тонах.
Билибин И.Я ."Старик с рыбкой" к сказке А.С,Пушкина "Сказке о рыбаке и рыбке".

"В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою".
Билибин И.Я ."Старик с рыбкой" к сказке А.С,Пушкина "Сказке о рыбаке и рыбке". "В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою".
Билибин И.Я ."Старик у избы" к сказке А.С,Пушкина "Сказке о рыбаке и рыбке".

"Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком"
Билибин И.Я ."Старик у избы" к сказке А.С,Пушкина "Сказке о рыбаке и рыбке". "Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты. Старуха сидит под окошком"
Билибин И.Я . "И дивясь, перед собой видит город он большой…" (Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина, 1905).

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой
Билибин И.Я . "И дивясь, перед собой видит город он большой…" (Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина, 1905). Вот открыл царевич очи; Отрясая грезы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой
Билибин И.Я . «Илья Муромец и Святогор» (Эскиз иллюстрации к сборнику русских былин Н.В.Водовозова "Сказ о стольном Киеве и о русских богатырях", 1940).

Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Святогор» выполнена в классическом «билибинском» стиле. Четкая графика, мелкая детализация и народные орнаменты делают сказочный рисунок поистине произведением искусства.

В книжной графике после издания "Сказок"появляется «Билибинский стиль», который использовался и в дальнейшем. . Сами издания сказок — небольшие по объему крупноформатные книги-тетради, с самого начала выделялись яркой декоративностью рисунка и приковывали внимание не только детей, но и взрослых. В каждой иллюстрации он стремился к ансамблю, — все детали, даже шрифт стилизовались под старинную рукопись. Все страничные иллюстрации украшены богатым орнаментом, который напоминает раму или резные окна с наличниками. Орнамент также имеет содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Билибин И.Я . «Илья Муромец и Святогор» (Эскиз иллюстрации к сборнику русских былин Н.В.Водовозова "Сказ о стольном Киеве и о русских богатырях", 1940). Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Святогор» выполнена в классическом «билибинском» стиле. Четкая графика, мелкая детализация и народные орнаменты делают сказочный рисунок поистине произведением искусства. В книжной графике после издания "Сказок"появляется «Билибинский стиль», который использовался и в дальнейшем. . Сами издания сказок — небольшие по объему крупноформатные книги-тетради, с самого начала выделялись яркой декоративностью рисунка и приковывали внимание не только детей, но и взрослых. В каждой иллюстрации он стремился к ансамблю, — все детали, даже шрифт стилизовались под старинную рукопись. Все страничные иллюстрации украшены богатым орнаментом, который напоминает раму или резные окна с наличниками. Орнамент также имеет содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Билибин И.Я, «Войска идут день и ночь...» (Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина, 1906).

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь....
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Билибин И.Я, «Войска идут день и ночь...» (Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина, 1906). Войска идут день и ночь; Им становится невмочь.... Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер. Все в безмолвии чудесном Вкруг шатра; в ущелье тесном Рать побитая лежит. Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя.
И.Я.Билибин. "Полетел и запищал, Судно на море догнал" (Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», 1904) .

"Будь же, князь, ты комаром".
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
И.Я.Билибин. "Полетел и запищал, Судно на море догнал" (Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», 1904) . "Будь же, князь, ты комаром". Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корабль — и в щель забился.
Билибин И.Я. "Василиса и белый всадник". (1900, Иллюстрация к книге "Василиса Прекрасная").

На пути к Бабе-Яге встретила Василиса трёх всадников: белого на белом коне, красного — на красном и чёрного — на чёрном. Это рассвет (белый), день (красный — олицетворяет солнце) и ночь (чёрный).
Билибин И.Я. "Василиса и белый всадник". (1900, Иллюстрация к книге "Василиса Прекрасная"). На пути к Бабе-Яге встретила Василиса трёх всадников: белого на белом коне, красного — на красном и чёрного — на чёрном. Это рассвет (белый), день (красный — олицетворяет солнце) и ночь (чёрный).
Билибин И. Я."Ночь на берегу Ильмень-озера. (Эскиз декорации ко II картине оперы Н. А. Римского Корсакова „Садко“, 1913).

"…Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты, волна зыбучая, ты, раздольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную»…"

Прекрасный пример использования гармоничных цветов. В этой работе художник изобразил темную глубокую ночь с помощью аналоговой триады, создав умеренную гармонию.
Билибин И. Я."Ночь на берегу Ильмень-озера. (Эскиз декорации ко II картине оперы Н. А. Римского Корсакова „Садко“, 1913). "…Светлой летней ночью вышел Садко на крутой берег Ильмень озера, сел на бел-горюч камень и задумался невесело. «Слушай, ты, волна зыбучая, ты, раздольице широкое, про мою ли участь горькую да про думушку заветную»…" Прекрасный пример использования гармоничных цветов. В этой работе художник изобразил темную глубокую ночь с помощью аналоговой триады, создав умеренную гармонию.
Билибин И. Я. "Принц Али покупает ковер". (Иллюстрация к арабской сказке "Ковер-самолет". 1934 г. )

С 1920 года Билибин жил в Каире. В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта.

В феврале 1923 года женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 года поселился в Александрии.

В августе 1925 года переехал в Париж.

Впечатления от Востока добавили изюминки в творчество Билибина. В Париже он выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
Билибин И. Я. "Принц Али покупает ковер". (Иллюстрация к арабской сказке "Ковер-самолет". 1934 г. ) С 1920 года Билибин жил в Каире. В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта. В феврале 1923 года женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 года поселился в Александрии. В августе 1925 года переехал в Париж. Впечатления от Востока добавили изюминки в творчество Билибина. В Париже он выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
Билибин И.Я. "Египетский пейзаж" (1924).

В иллюстрации египетских пирамид мастерство автора проявляется в том, как он использовал тени, чтобы выразить величину этих сооружений, которые кажутся еще больше и закрывают собой солнце.
Билибин И.Я. "Египетский пейзаж" (1924). В иллюстрации египетских пирамид мастерство автора проявляется в том, как он использовал тени, чтобы выразить величину этих сооружений, которые кажутся еще больше и закрывают собой солнце.
Билибин И.Я. "Крым. Коктебель" .

У Ивана Билибина в Батилимане в Крыму была дача с 1913 года, после возвращения в СССР последний раз Иван Яковлевич посетил Батилиман перед самой войной в 1940 году.

Часть полотен, на которых написано "Коктебель", родом из окрестностей дачи.
Билибин И.Я. "Крым. Коктебель" . У Ивана Билибина в Батилимане в Крыму была дача с 1913 года, после возвращения в СССР последний раз Иван Яковлевич посетил Батилиман перед самой войной в 1940 году. Часть полотен, на которых написано "Коктебель", родом из окрестностей дачи.
Билибин И.Я. "Принцы Али, Хасан и Хусейн" (Иллюстрация к сказке «Ковер-самолет, трубочка из слоновой кости и волшебное яблоко»., 1935).
Билибин И.Я. "Принцы Али, Хасан и Хусейн" (Иллюстрация к сказке «Ковер-самолет, трубочка из слоновой кости и волшебное яблоко»., 1935).
Билибин И.Я. "Улочка в Каире".

В «Автобиографических записках» художник писал: «Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные мусульманские кварталы Каира, с изумительными мечетями первых времен, с его рынками и его толпою. Мне казалось, что передо мной ожила одна из страниц «Тысяча и одной ночи», и не верилось, что все это существует в натуре».
Билибин И.Я. "Улочка в Каире". В «Автобиографических записках» художник писал: «Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные мусульманские кварталы Каира, с изумительными мечетями первых времен, с его рынками и его толпою. Мне казалось, что передо мной ожила одна из страниц «Тысяча и одной ночи», и не верилось, что все это существует в натуре».
Билибин И.Я. "Крым. Коктебель" .
Билибин И.Я. "Крым. Коктебель" .

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому