Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 18:20

В преддверии 8 марта 2016 года в музее объявили акцию: для тех, кто придёт в Радищевский музей 6 марта, будет проведена бесплатная экскурсия. Экскурсия планировалась на 1 час, но добросовестная и много знающая девушка экскурсовод провела нас по музею, не оглядываясь на время. Я еще раз осмотрел экспозицию.

Каково же было наше удивление — нас повели заодно на выставку «Русский авангард», работавшую последний день, хотя планировалась работа выставки с 8 октября 2015 года по 1 февраля 2016 года, и куда вход был за отдельную плату.

Пришлось расчехлять фотоаппарат и фотографировать выставку.

Было неожиданно и интересно
Было неожиданно и интересно
Русский авангард — одно из направлений модернизма в России. Расцвет русского авангарда пришелся на 1914-1922 года, хотя временные рамки начинаются в начале XX века и заканчиваются в тридцатых годах прошлого века.
Русский авангард — одно из направлений модернизма в России. Расцвет русского авангарда пришелся на 1914-1922 года, хотя временные рамки начинаются в начале XX века и заканчиваются в тридцатых годах прошлого века.
В материале "Памятник Репину. Художник: реальность, парадоксы и мистика" я рассказывал о том, как ополчились на Репина представители объединения "Бубновый валет". 

Осмотр выставки мы начали с картин его основателей Петра Петровича Кончаловского (1876 — 1956) и Илья Иванович Машков (1881-1944).

Петр Петрович был первым председателем объединения "Бубновый валет" в 1911 году. Особо хорошо у него получались натюрморты.

Кончаловский П.И. "Натюрморт" 1918
В материале "Памятник Репину. Художник: реальность, парадоксы и мистика" я рассказывал о том, как ополчились на Репина представители объединения "Бубновый валет". Осмотр выставки мы начали с картин его основателей Петра Петровича Кончаловского (1876 — 1956) и Илья Иванович Машков (1881-1944). Петр Петрович был первым председателем объединения "Бубновый валет" в 1911 году. Особо хорошо у него получались натюрморты. Кончаловский П.И. "Натюрморт" 1918
Кончаловский П.П. "Персики", 1913
Кончаловский П.П. "Персики", 1913
Художники "Бубнового валета" были поклонниками Поля Сезанна. Кончаловский прекрасно говорил по французски и на выставке есть картина, изображающая город, находящийся на Лазурном Берегу Франции.

Кончаловский П.П. "Кассис", 1913
Художники "Бубнового валета" были поклонниками Поля Сезанна. Кончаловский прекрасно говорил по французски и на выставке есть картина, изображающая город, находящийся на Лазурном Берегу Франции. Кончаловский П.П. "Кассис", 1913
Натюрморт стал ведущим жанром для Ильи Ивановича Машкова после революции.

Машков И.И "Натюрморт"
Натюрморт стал ведущим жанром для Ильи Ивановича Машкова после революции. Машков И.И "Натюрморт"
Хотя были в его творчестве разные картины.

Машков И.И. "Интерьер с женской фигурой"
Хотя были в его творчестве разные картины. Машков И.И. "Интерьер с женской фигурой"
в том числе виды городов.

Машков И.И. "Вид Москвы"
в том числе виды городов. Машков И.И. "Вид Москвы"
Федоров Герман Васильевич (1885-1976) был участником объединения "Бубновый валет" с 1911 по 1917 год. Рисовать он учился помимо прочих учебных заведений в в школе-студии И.И.Машкова, а с 1918 года был ассистентом П.П.Кончаловского.

Федоров Г.В. "Пейзаж с домом "
Федоров Герман Васильевич (1885-1976) был участником объединения "Бубновый валет" с 1911 по 1917 год. Рисовать он учился помимо прочих учебных заведений в в школе-студии И.И.Машкова, а с 1918 года был ассистентом П.П.Кончаловского. Федоров Г.В. "Пейзаж с домом "
На выставке экспонировались два натюрморта еще одного представителя "Бубнового валета" Александра Васильевича Куприна (1880-1960).

Куприн А.И. "Натюрморт с кактусом и конским черепом на черном фоне"
На выставке экспонировались два натюрморта еще одного представителя "Бубнового валета" Александра Васильевича Куприна (1880-1960). Куприн А.И. "Натюрморт с кактусом и конским черепом на черном фоне"
Куприн А.И. "Цветы"
Куприн А.И. "Цветы"
Еще один член-учредитель "Бубнового валета" Аристарх Васильевич Лентулов (1882 -1943) представлен на выставке двумя портретами и пейзажем.

Лентулов А.В. "Семейный портрет Н.В.Щекотова с женой"
Еще один член-учредитель "Бубнового валета" Аристарх Васильевич Лентулов (1882 -1943) представлен на выставке двумя портретами и пейзажем. Лентулов А.В. "Семейный портрет Н.В.Щекотова с женой"
Лентулов А.В. "Портрет И.А.Малютина". 1918
Лентулов А.В. "Портрет И.А.Малютина". 1918
Лентулов А.В. "Пейзаж с желтыми воротами"
Лентулов А.В. "Пейзаж с желтыми воротами"
Важную роль играл в "Бубновом валете" Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958), соединивший в своём творчестве модерн и авангард.

Когда смотришь на его картины, то кажется будто их нарисовал ребёнок.
Важную роль играл в "Бубновом валете" Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958), соединивший в своём творчестве модерн и авангард. Когда смотришь на его картины, то кажется будто их нарисовал ребёнок.
Фальк Р.Р. "Автопортрет". 1916
Фальк Р.Р. "Автопортрет". 1916
Фальк Р.Р. "Конотопские девушки"
Фальк Р.Р. "Конотопские девушки"
Фальк Р.Р. "Парусник"
Фальк Р.Р. "Парусник"
Еще один еврей внесший свой вклад в создание русского авангарда Иосиф Соломонович Школьник (1883 -1926) помимо живописи и графики занимался сценографией.

Школьник И.С. "Пейзаж с дорогой" 1910 годы
Еще один еврей внесший свой вклад в создание русского авангарда Иосиф Соломонович Школьник (1883 -1926) помимо живописи и графики занимался сценографией. Школьник И.С. "Пейзаж с дорогой" 1910 годы
Захаров Ф.И. "Натюрморт", не позднее 1923.

Почему на картине Захарова Федора Ивановича (1882 -1968) стоит пометка о дате создания: "Не позднее 1923"?

Дело в том, что Захаров в составе организационного комитета выставки Русского искусства в США выехал в 1923 году из СССР, да так и не вернулся обратно.
Захаров Ф.И. "Натюрморт", не позднее 1923. Почему на картине Захарова Федора Ивановича (1882 -1968) стоит пометка о дате создания: "Не позднее 1923"? Дело в том, что Захаров в составе организационного комитета выставки Русского искусства в США выехал в 1923 году из СССР, да так и не вернулся обратно.
Андрей Дмитриевич Гончаров (1903 -1979) в составе "группы трёх", включавших помимо его художников А.А.Дейнеку и Ю.И.Пименова, участвовал в 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924, Москва). Может поэтому его картина носит символическое название "Три фигуры".
Андрей Дмитриевич Гончаров (1903 -1979) в составе "группы трёх", включавших помимо его художников А.А.Дейнеку и Ю.И.Пименова, участвовал в 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924, Москва). Может поэтому его картина носит символическое название "Три фигуры".
Не только мужчины созидали в авангардном стиле, были среди них сильные живописцы такие, как Ольга Владимировна Розанова (1886 — 1918).

Жаль только, что она умерла в достаточно молодом возрасте от дифтерита.

Розанова А.В. "Натюрморт", 1910 годы
Не только мужчины созидали в авангардном стиле, были среди них сильные живописцы такие, как Ольга Владимировна Розанова (1886 — 1918). Жаль только, что она умерла в достаточно молодом возрасте от дифтерита. Розанова А.В. "Натюрморт", 1910 годы
На этой фотографии картины сразу двух художников: Варвары Фёдоровны Степановой (1894-1958) и Виктора Никандровича Пальмова (1888 -1929).

Степанова В.Ф. "Наездница" 1920.
 Пальмов В.Н. "Беременная радость"
На этой фотографии картины сразу двух художников: Варвары Фёдоровны Степановой (1894-1958) и Виктора Никандровича Пальмова (1888 -1929). Степанова В.Ф. "Наездница" 1920. Пальмов В.Н. "Беременная радость"
Александра Александровна Экстер (1882-1949 года) — художница, которую считают своей Россия. Родилась в Российской империи, затем в 1907 году и вновь с 1924 года жила во Франции.

Владимир Давидович Баранов-Россине (1888- 1944) погиб в лагере Аушвиц.
Александра Александровна Экстер (1882-1949 года) — художница, которую считают своей Россия. Родилась в Российской империи, затем в 1907 году и вновь с 1924 года жила во Франции. Владимир Давидович Баранов-Россине (1888- 1944) погиб в лагере Аушвиц.
Экстер А.А. "Конструкция цветовых плоскостей"
Экстер А.А. "Конструкция цветовых плоскостей"
 Баранов-Россине В.Д. "Цветовая композиция"
Баранов-Россине В.Д. "Цветовая композиция"
Лучшие работы Константина Николаевича Истомина (1886 — 1942) находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

Истомин К.Н. Этюд к картине "Утро.У окна"
Лучшие работы Константина Николаевича Истомина (1886 — 1942) находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Истомин К.Н. Этюд к картине "Утро.У окна"
Русаков Александр Исаакович (1898 -1952) более известен своими пейзажами, но на выставке был представлен портретом.

Русаков А.И. "Портрет художника Емельянова"
Русаков Александр Исаакович (1898 -1952) более известен своими пейзажами, но на выставке был представлен портретом. Русаков А.И. "Портрет художника Емельянова"
Многие слышали про "Чёрный квадрат" Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), мало только кто знает, что был квадрат частью триптиха, куда входили еще чёрные крест и круг. А потом пошло-поехало: "Белый квадрат", "Красный квадрат" и различные комбинации квадратов. В Саратове хранится картина "Четыре квадрата".

Казимир Малевич "Четыре квадрата" (1915)
Многие слышали про "Чёрный квадрат" Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), мало только кто знает, что был квадрат частью триптиха, куда входили еще чёрные крест и круг. А потом пошло-поехало: "Белый квадрат", "Красный квадрат" и различные комбинации квадратов. В Саратове хранится картина "Четыре квадрата". Казимир Малевич "Четыре квадрата" (1915)
Забытый художник Валентин Михайлович Юстицкий (1892-1951) с 1918 по 1935 год жил в городе Саратове, будучи профессором в Свободных художественных мастерских Саратова, реорганизованных из Боголюбовского рисовального училища. Видимо поэтому больше всего картин на выставке принадлежит ему.

Самая непонятная для нас оказалась живописная конструкция с проволокой.

Юстицкий В.М. "Живописная конструкция с проволокой"
Забытый художник Валентин Михайлович Юстицкий (1892-1951) с 1918 по 1935 год жил в городе Саратове, будучи профессором в Свободных художественных мастерских Саратова, реорганизованных из Боголюбовского рисовального училища. Видимо поэтому больше всего картин на выставке принадлежит ему. Самая непонятная для нас оказалась живописная конструкция с проволокой. Юстицкий В.М. "Живописная конструкция с проволокой"
Остальное более-мене походило на картины.

Юстицкий В.М. "Рыбаки"
Остальное более-мене походило на картины. Юстицкий В.М. "Рыбаки"
Юстицкий В.М. "Молочница"
Юстицкий В.М. "Молочница"
Юстицкий В.М. "Сценка у стола"
Юстицкий В.М. "Сценка у стола"
Юстицкий В.М."Станковая живописная конструкция" 1921
Юстицкий В.М."Станковая живописная конструкция" 1921
В 1935 году Юстицкий уехал в Москву и это оказалось неправильным шагом. В 1937 году был арестован.

В 1946 году после освобождения вновь приехал в Саратов.

Юстицкий В.М. "Канал"
В 1935 году Юстицкий уехал в Москву и это оказалось неправильным шагом. В 1937 году был арестован. В 1946 году после освобождения вновь приехал в Саратов. Юстицкий В.М. "Канал"
Кроме картин Юстицкого на выставке была представлена его скульптура.

Юстицкий В.М "Голова киргиза" 1919 (дар дочери художника Юстицкой А.В. 1986)
Кроме картин Юстицкого на выставке была представлена его скульптура. Юстицкий В.М "Голова киргиза" 1919 (дар дочери художника Юстицкой А.В. 1986)
В 1925 году в Саратове появился памятник Борцам Революции 1905 года Памятник Борцам Революции 1905 года, в зале музея мы увидели эскиз к этому памятнику, созданный Борисом Даниловичем Королевым (1884 -1963) в 1924 году.
В 1925 году в Саратове появился памятник Борцам Революции 1905 года Памятник Борцам Революции 1905 года, в зале музея мы увидели эскиз к этому памятнику, созданный Борисом Даниловичем Королевым (1884 -1963) в 1924 году.
Было время когда Лев Осипович Циперсон (1899−1963) сотрудничал с Малевичем, а теперь выставляется на одной выставке.

Ципресон Л.О. "Кубизм"
Было время когда Лев Осипович Циперсон (1899−1963) сотрудничал с Малевичем, а теперь выставляется на одной выставке. Ципресон Л.О. "Кубизм"
Саратовский художник Евгений Васильевич Егоров (1901−1942) в 1920 -1923 годах учился у Юстицкого, а теперь их картины висят рядом. Интересная зарисовка из жизни старого Саратова.

Егоров Е.В. "В саратовской пивной"
Саратовский художник Евгений Васильевич Егоров (1901−1942) в 1920 -1923 годах учился у Юстицкого, а теперь их картины висят рядом. Интересная зарисовка из жизни старого Саратова. Егоров Е.В. "В саратовской пивной"
Есть в коллекции картины художницы Натальи Сергеевны Гончаровой (1881- 1962) , известной не только фактом родства с женой Пушкина, коей она приходилась правнучатой племянницей, но и тем фактом, что в 2009 году её картины стоили дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

Розанова А.В. "Натурщица" 
Гончарова Н.С. "Листва"
Есть в коллекции картины художницы Натальи Сергеевны Гончаровой (1881- 1962) , известной не только фактом родства с женой Пушкина, коей она приходилась правнучатой племянницей, но и тем фактом, что в 2009 году её картины стоили дороже, чем работы любой другой художницы в истории. Розанова А.В. "Натурщица" Гончарова Н.С. "Листва"
Анатолий Афанасьевич Арапов (1876 -1949) представлен двумя картинами.

Арапов А.А. "Кувшин до драпировки"
Анатолий Афанасьевич Арапов (1876 -1949) представлен двумя картинами. Арапов А.А. "Кувшин до драпировки"
Арапов А.А. "Белый конус" До 1923 года
Арапов А.А. "Белый конус" До 1923 года
Симон Николай Иванович (1892 -1951) родился в Саратов, учился в Боголюбовском рисовальном училище до 1912, затем уехал в Москву, во время Гражданской войны вернулся в Саратов, где жил с 1918 по 1922 год).

Симон Н.И. "Цветная композиция"
Симон Николай Иванович (1892 -1951) родился в Саратов, учился в Боголюбовском рисовальном училище до 1912, затем уехал в Москву, во время Гражданской войны вернулся в Саратов, где жил с 1918 по 1922 год). Симон Н.И. "Цветная композиция"
Поляков Константин Георгиевич (1885 -1970) учился в Саратовском художественном училище в 1918–1920 годах затем преподавал там же с 1920 по 1932 год.

Поляков К.Г. "Пейзаж"
Поляков Константин Георгиевич (1885 -1970) учился в Саратовском художественном училище в 1918–1920 годах затем преподавал там же с 1920 по 1932 год. Поляков К.Г. "Пейзаж"
Дмитриев Константин Куприянович (1905–1942) учился в Саратовском художественном училище в 1921–1926 годах у К.Г. Полякова. Погиб во время Великой Отечественной войны.

Дмитриев К.К. "Пейзаж" 1923
Дмитриев Константин Куприянович (1905–1942) учился в Саратовском художественном училище в 1921–1926 годах у К.Г. Полякова. Погиб во время Великой Отечественной войны. Дмитриев К.К. "Пейзаж" 1923
Одним из пионеров биоморфной абстракции был Борис Владимирович Эндер (1893- 1960).

Эндер Б.В. "Беспредметное"
Одним из пионеров биоморфной абстракции был Борис Владимирович Эндер (1893- 1960). Эндер Б.В. "Беспредметное"
Еще две картины на фотографии, одна из них принадлежит кисти Егоровой (Троицкой) Музы Александровны (1904 — 1990), учившей, ся в 1920-1925 годах одновременно в Саратовском художественно-практическом институте ( училище имени Боголюбова) и в Государственном университете на отделении истории искусств, вторая — Загоскина Давида Ефимовича (1900 -1942), учившегося в Саратове с 1918 по 1921 год, с перерывами, и умершего в блокадном Ленинграде.

Егорова- Троицкая М.А. "Натюрморт со скрипкой" Загоскин Д.Е. "Конструкция с граммофоннными пластинками" 1921-1922
Еще две картины на фотографии, одна из них принадлежит кисти Егоровой (Троицкой) Музы Александровны (1904 — 1990), учившей, ся в 1920-1925 годах одновременно в Саратовском художественно-практическом институте ( училище имени Боголюбова) и в Государственном университете на отделении истории искусств, вторая — Загоскина Давида Ефимовича (1900 -1942), учившегося в Саратове с 1918 по 1921 год, с перерывами, и умершего в блокадном Ленинграде. Егорова- Троицкая М.А. "Натюрморт со скрипкой" Загоскин Д.Е. "Конструкция с граммофоннными пластинками" 1921-1922
Эта картина стояла на подставке, надписей возле неё не было.
Эта картина стояла на подставке, надписей возле неё не было.
И напоследок — образцы посуды, оформленные в стиле авангард.
И напоследок — образцы посуды, оформленные в стиле авангард.
Комментарии к альбому