Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 18:20
Фотоальбом

По залам музея "Память" (Волгоград)

NIKON D3100
13 25

Пройдёмся по залам музея "Память".

Экскурсовода не было, поэтому показываю, как я увидел музей.

Находится музей в подвале ЦУМа.
Перед первым залом в отдельно расположенной небольшой комнатке бросается в глаза макет под названием "Центральный универмаг – 1943 год", созданный в 1968 году художниками Ю.Н.Экстремом, Дьяковым К.Н. и В.Т.Никифоровым.
Перед первым залом в отдельно расположенной небольшой комнатке бросается в глаза макет под названием "Центральный универмаг – 1943 год", созданный в 1968 году художниками Ю.Н.Экстремом, Дьяковым К.Н. и В.Т.Никифоровым.
Слева на макете — гостиница "Большая Сталинградская", справа — Центральный универмаг.
Слева на макете — гостиница "Большая Сталинградская", справа — Центральный универмаг.
Данные по макету
Данные по макету
Если идти от макета направо, то Вы попадаете в большой зал, где главным экспонатом является автомобиль "Опель — капитан", на котором так и не смог фельдмаршал Паулюс проехаться по завоёванному Сталинграду.
Если идти от макета направо, то Вы попадаете в большой зал, где главным экспонатом является автомобиль "Опель — капитан", на котором так и не смог фельдмаршал Паулюс проехаться по завоёванному Сталинграду.
Здесь же немецкий трофейный мотоцикл, выглядит он получше автомобиля фельдмаршала.
Здесь же немецкий трофейный мотоцикл, выглядит он получше автомобиля фельдмаршала.
Зима была холодной, центрального отопления во время войны не было, грелись немцы и готовили пищу на вот таких печках, сделанных из железных бочек.
Зима была холодной, центрального отопления во время войны не было, грелись немцы и готовили пищу на вот таких печках, сделанных из железных бочек.
А вместо стульев использовались ящики из-под снарядов к немецкой самоходно-артиллерийской установке.
А вместо стульев использовались ящики из-под снарядов к немецкой самоходно-артиллерийской установке.
На стенах зала множество фотографий и различной информации о суровых военных буднях Сталинграда.
Если большой зал светлый, то коридор, находящийся слева от макета, тусклый с мрачными серыми стенами, и освещаемый небольшими светильниками.
Если большой зал светлый, то коридор, находящийся слева от макета, тусклый с мрачными серыми стенами, и освещаемый небольшими светильниками.
На стенах стенды с информацией
На стенах стенды с информацией
Ближе к середине коридора экспонаты, изъеденные временем. Это результат работы поисковых отрядов на месте боёв в Сталинграде.
Ближе к середине коридора экспонаты, изъеденные временем. Это результат работы поисковых отрядов на месте боёв в Сталинграде.
 Часть из них просто лежит безо всякой защиты.
Часть из них просто лежит безо всякой защиты.
Часть экспонатов в витринах под стеклом.
Часть экспонатов в витринах под стеклом.
В комнатах, расположенным по обеим сторонам коридора располагаются различные экспозиции. В большую часть — вход воспрещен, но ограждение подчас символическое. Но через колючую проволоку не полезешь.
В комнатах, расположенным по обеим сторонам коридора располагаются различные экспозиции. В большую часть — вход воспрещен, но ограждение подчас символическое. Но через колючую проволоку не полезешь.
В музее две экспозиции, посвященные военным медикам, как советским, так и немецким.
В музее две экспозиции, посвященные военным медикам, как советским, так и немецким.
Основная смысловая композиция первой медицинской экспозиции – четверо санитаров Красной Армии, которые на плащ-палатке переносят раненого командира.
Основная смысловая композиция первой медицинской экспозиции – четверо санитаров Красной Армии, которые на плащ-палатке переносят раненого командира.
На стенах мы видим граффити на военную тему, на заднем плане — операционная, где хирург пытается спасти раненного.
На стенах мы видим граффити на военную тему, на заднем плане — операционная, где хирург пытается спасти раненного.
К другой медицинской экспозиции ведёт указатель на немецком языке.
К другой медицинской экспозиции ведёт указатель на немецком языке.
В этой комнате показан быт немецких раненных в подвале.
Видны инструменты и окровавленные бинты. Перед нами – нехитрые принадлежности военного санитара.

Многие раненные погибали, немецкое кладбище находилось неподалёку от выхода из подвала.
Видны инструменты и окровавленные бинты. Перед нами – нехитрые принадлежности военного санитара. Многие раненные погибали, немецкое кладбище находилось неподалёку от выхода из подвала.
Интересная композиция, посвященная празднованию Рождество в ночь на 25 декабря 1942 года. Несмотря на обитание в сыром подвале и полную безнадёгу немецкие солдаты старались скрасить свою жизнь и праздновать светлые праздники.
Интересная композиция, посвященная празднованию Рождество в ночь на 25 декабря 1942 года. Несмотря на обитание в сыром подвале и полную безнадёгу немецкие солдаты старались скрасить свою жизнь и праздновать светлые праздники.
Накрытый для праздника стол с множеством бутылок
Пианино
Вполне праздничная обстановка, правда в подвале с облупленными стаенами
Вполне праздничная обстановка, правда в подвале с облупленными стаенами
Большое помещение, котором размещался бывший оперативный зал шестой армии, ныне носит название — зал противостояния, посвященный Сталинградской битве. С левой стороны размещена информация о советских войсках,
Большое помещение, котором размещался бывший оперативный зал шестой армии, ныне носит название — зал противостояния, посвященный Сталинградской битве. С левой стороны размещена информация о советских войсках,
с правой — о немецких.
с правой — о немецких.
Портреты героев
Портреты героев
Пленные немцы
Пленные немцы
На стене коридора возле зала находится картина "Пленение фельдмаршала Паулюса" (1 февраля 1943 г., г. Сталинград) кисти волгоградского художника художника Александра Яковлевича Петрова (1928 — 1985).

Была написана в 1965 году.
"На картине изображен момент пленения Паулюса и окончательные переговоры (уже с Паулюсом) о порядке капитуляции штаба 6-ой немецкой армии с официальными представителями Советского командования во главе с начальником штаба 64-ой армии генерал-майором Ласкиным Иваном Андреевичем (сидит спиной), бойцы и офицеры 38-ой мотострелковой бригады (командир бригады) полковник Бурмаков Иван Дмитриевич сидит слева с биноклем на груди, над ним стоит замполит 38-ой мотострелковой бригады – полковник Винокур Л.А., рядом с ним заместитель командира 38-ой бригады по разведке – Костюшко В.Н. За ним стоит командиром минометного расчета — Дука Александр Семенович.

Перед Ласкиным – полковник Лукин Георгий Семёнович. У двери с автоматом в руке – старший лейтенант Ильченко Федор Михайлович, руководивший блокировкой здания универмага и первый вступивший в переговоры со штабом 6-ой немецкой армии; далее Росске – генерал-майор (в форме полковника), командующий немецкой группировкой Паулюса, потом генерал-лейтенант Шмидт – начальник штаба 6-ой армии; А далее полковник Адам, адъютант Паулюса, генерал-фельдмаршал Паулюс, Мутовин Борис Ильч (заместитель начальника штаба по политчасти (зам Ласкина) и Рыжов Иван (начальник разведывательного отдела) Михайлович."
На стене коридора возле зала находится картина "Пленение фельдмаршала Паулюса" (1 февраля 1943 г., г. Сталинград) кисти волгоградского художника художника Александра Яковлевича Петрова (1928 — 1985). Была написана в 1965 году. "На картине изображен момент пленения Паулюса и окончательные переговоры (уже с Паулюсом) о порядке капитуляции штаба 6-ой немецкой армии с официальными представителями Советского командования во главе с начальником штаба 64-ой армии генерал-майором Ласкиным Иваном Андреевичем (сидит спиной), бойцы и офицеры 38-ой мотострелковой бригады (командир бригады) полковник Бурмаков Иван Дмитриевич сидит слева с биноклем на груди, над ним стоит замполит 38-ой мотострелковой бригады – полковник Винокур Л.А., рядом с ним заместитель командира 38-ой бригады по разведке – Костюшко В.Н. За ним стоит командиром минометного расчета — Дука Александр Семенович. Перед Ласкиным – полковник Лукин Георгий Семёнович. У двери с автоматом в руке – старший лейтенант Ильченко Федор Михайлович, руководивший блокировкой здания универмага и первый вступивший в переговоры со штабом 6-ой немецкой армии; далее Росске – генерал-майор (в форме полковника), командующий немецкой группировкой Паулюса, потом генерал-лейтенант Шмидт – начальник штаба 6-ой армии; А далее полковник Адам, адъютант Паулюса, генерал-фельдмаршал Паулюс, Мутовин Борис Ильч (заместитель начальника штаба по политчасти (зам Ласкина) и Рыжов Иван (начальник разведывательного отдела) Михайлович."
Целый зал выделен для экспозиций, посвященным письмам советских и немецких солдат. Даже названия экспозиций говорят сами за себя: советских солдат — "Фронтовые весточки",
Целый зал выделен для экспозиций, посвященным письмам советских и немецких солдат. Даже названия экспозиций говорят сами за себя: советских солдат — "Фронтовые весточки",
немецких — "Письма из котла".
немецких — "Письма из котла".
В этом же зале — образцы наглядной агитации и документы.
В этом же зале — образцы наглядной агитации и документы.
В самом дальнем конце коридора находится небольшой тупичок, из которого идут двери в два помещения, расположенные друг напротив друга.
В самом дальнем квартировал фельдмаршал Паулюс со своим адъютантом полковником Вильгельмом Адамом.
В другом помещении находился начальник штаба шестой армии генерал-лейтенант Артур Шмидт.
В другом помещении находился начальник штаба шестой армии генерал-лейтенант Артур Шмидт.
Сейф для секретных документов штаба армии — самое главное в помещении, где начальник штаба не только работал, но и жил.
Сейф для секретных документов штаба армии — самое главное в помещении, где начальник штаба не только работал, но и жил.
 А вот так выглядит своеобразное окно из коридора в штаб.

Когда советские воины спустились в подвал, где ныне располагается музей, то в нём жило около 300 человек. После прогулки по музею трудно представить как они могли все размещаться в этом маленьком пространстве.
А вот так выглядит своеобразное окно из коридора в штаб. Когда советские воины спустились в подвал, где ныне располагается музей, то в нём жило около 300 человек. После прогулки по музею трудно представить как они могли все размещаться в этом маленьком пространстве.
Комментарии к альбому